Маршрут № 1 г.Гродно. «Памятник бойцам и командирам 85-й стрелковой дивизии»
-
Вид маршрута: пеший, велосипедный.
-
Рекомендуемый возраст ребёнка: 5-7 лет.
Это одно из мест Октябрького района, которые можно посетить семьей и почтить память героев, погибших за освобождение нашей Родины.
Адрес: г. Гродно, Октябрьский район
Как добраться: https://yandex.by/maps/org/boytsam_i_komandiram_85_y_strelkovoy_divizii/179033551067/?ll=23.855113%2C53.646675&z=16.92
- торгово-развлекательный комплекс Тринити - 540 м
- Проспект Клецкова - 640 м
- Городская больница № 4 - 660 м
СОДЕРЖАНИЕ МАРШРУТА
I. ЧТО РАССМОТРЕТЬ С РЕБЕНКОМ, РАССКАЗАТЬ (ПРОЧИТАТЬ) РЕБЕНКУ
Расскажите детям о том, что на южной окраине города Гродно, у подножия старинного земляного форта конца XIX века, стоит памятник бойцам и командирам 85-й стрелковой дивизии, принявшим бой в первые дни Великой Отечественной войны, погибшим, но не побежденным. Памятник одновременно прост и величественен: на двухметровый курган из камней, окруженный незамысловатой оградой, водружен православный крест.
Объясните детям, что там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, а нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой молчания благодарят погибших героев и чтут их память.
История 85-я Челябинской стрелковой дивизии в июне 1941 https://proza.ru/2011/06/21/1627
В районе Вишневец (пригород Гродно) — Солы дивизия понесла очень большие потери. Жители неделями закапывали воинов прямо там, где они были убиты. Так стали появляться безымянные захоронения, а не отдельные могилы. Посёлок Вишневец построен непосредственно на местах захоронений воинов дивизии.
В 2009 году одна из новых улиц микрорайона в честь военнослужащих 85-й дивизии была названа Стрелковой. Память о героях первых сражений Великой Отечественной вечно будет жить в наших сердцах.
II. КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАТЬ РЕБЕНКУ
Уточните у ребёнка, что он знает о войне. Поинтересуйтесь у ребенка, что запомнилось больше всего. Было ли интересно? Будет ли ему интересно пройти по этому маршруту еще раз? Хотел бы он посетить другие памятные места?
III. ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
Дидактическая игра «Кто где служит?»
Небо охраняют - лётчики;
Границу - пограничники;
В танковых войсках служат - танкисты;
В пехоте - пехотинцы.
А ты знаешь, чем занимаются военные?
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:
Лётчик - управляет самолётом;
Пограничник - охраняет границу;
Танкист - управляет танком;
Подводник - плавает под водой;
Моряк - управляет кораблём;
Сапёр - обезвреживает мины.
На обратном пути поинтересуйтесь у ребенка, что ему запомнилось?
IV. ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ РЕБЁНКУ СДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ
После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки. Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали.
Маршрут № 2 г.Гродно. «Курган Славы»
Вид маршрута: пеший.
Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-7 лет.
Адрес: г. Гродно, проспект Космонавтов
Как добраться: https://yandex.by/maps/10274/grodno/stops/1543332056/?ll=23.874529%2C53.672954&tab=overview&z=15.6
Маршрут экскурсии: Курган Славы, аллея Героев, экспозиция военной техники и вооружения, Вечный огонь.
При выходе из дома напомните ребенку о правилах безопасного поведения на дороге и в транспорте.
СОДЕРЖАНИЕ МАРШРУТА
I. ЧТО РАССМОТРЕТЬ С РЕБЕНКОМ, РАССКАЗАТЬ (ПРОЧИТАТЬ) РЕБЕНКУ
Мемориальный комплекс был сооружен для увековечения памяти советских воинов и партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Торжественная закладка Кургана Славы состоялась в 1967 году. Тогда же в монумент заложили капсулу с послание потомкам. Земля, привезенная на курган, была взята из 83 братских могил из всех районов Гродненщины.
Подойдя к кургану, прочтите ребенку стихотворение:
Вот он – Курган Славы, доблести, чести
Напоминает всем тем, кто забыл,
Важно, как мир сохранить на планете,
Сколько бы это ни стоило сил.
С. Бука-Вороневски
Курган Славы в Гродно выложен в форме конуса. Его высота - 18 метров, а диаметр основания – 56 метров.
Предложите ребенку обойти курган по кругу и рассмотреть его со всех сторон.
Мемориальный комплекс окантован монолитным кольцом из бетона, который с внешней стороны имеет оштукатуренную облицовку. В восточной части исторического памятника находится митинговая площадь; слева от нее можно увидеть Вечный огонь, а справа – плиту с памятными надписями. К вершине Кургана ведут 2 лестницы. Рядом с мемориальным комплексом находится аллея Героев.
Обратите внимание на выставку боевой техники. Рассмотрите с ребёнком представленные экспонаты:
ИС-2: тяжеловесный советский танк.
ИСУ-152: тяжеловесная советская самоходная артиллерийская установка.
ИС-3: танк советского производства; он имеет необычную форму в лобовой зоне корпуса, поэтому получил название «Щука».
Т-62: средний советский танк, который производили в 1961-1975 гг. БРДМ: бронированная разведывательная дозорная машина.
БТР-60: бронетранспортер советского производства.
31-К: зенитная пушка, которую использовали, чтобы защититься от низколетящих вражеских самолетов.
БМП-1: боевая советская машина пехоты, предназначавшаяся для транспортировки к переднему краю личного состава.
Самолет СУ-24МР: тактический разведывательный самолет.
Подойдите с ребенком к Вечному огню. Объясните ему, что этот постоянно горящий огонь символизирует неугасаемую память народа о павших героях, борцах за свободу нашей Родины. Память живых о подвиге тех, кто ценой своих жизней обеспечил нам Великую Победу. А с ней – мир и саму жизнь для многих поколений.
II. КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАТЬ РЕБЕНКУ
Предложите ребенку сосчитать представленные экспонаты военной техники. Спросите, какого размера и цвета военная техника, из какого материала она сделана.
- Как надо вести себя в таком месте? Почему?
- Что нового ты узнал?
- что тебе запомнилось?
- что тебя удивило?
III. ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Взрослый описывает словами один из экспонатов боевой техники, ребёнок отгадывает и называет.
Вариант 2.
Ребёнок составляет описательный рассказ об одном из экспонатов боевой техники. Взрослый отгадывает.
IV. ЧТО ПРЕДЛОЖИТЬ РЕБЁНКУ СДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ
После прогулки предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.