Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Консультация для родителей на тему: "Возраст строптивости. Как проявляется кризис 3-х лет".

Дата: 19 февраля 2023 в 21:24
Автор: Ульбин А. М.
48 просмотров

Примерно в 2,5 года мирное течение жизни в семье начинает нарушаться. На новом витке развития ребенка вновь, как и в конце первого года жизни, возникает критическая ситуация, которая знаменует собой наступление "кризиса трех лет". Этот кризис, как правило, выражен сильнее, чем на первом году жизни.
Первый симптом - ярко выраженный негативизм. Ребенок не просто становится непослушным, - он стремится все делать наоборот. Мама предлагает малышу пойти гулять, а он вдруг заявляет: "Не хочу гулять!", хотя раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. Мама пожимает плечами и соглашается: "Не хочешь - не надо". И тут же слышит в ответ: "Гулять, гулять!". Но как только ребенка начинают одевать, все начинается сначала. При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорят ему старшие. Причина такого поведения кроется не в отношении ребенка к самой по себе ситуации, а к взрослому.
Второй симптом - упрямство, так хорошо знакомое всем родителям. Малыш добивается своего только потому, что он так захотел, и никакие доводы не могут изменить его решения.
Третий симптом - проявления строптивости. От негативизма их отличает то, что они направлены не столько на определенного взрослого, сколько против всего образа жизни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянные недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.
Четвертый симптом - своеволие. Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Остальные три симптома встречаются реже.
Первый из этих симптомов - бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно.
Другой симптом - обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может называть мать или отца бранными словами, которых ранее не произносил. Точно также у него меняется отношение к игрушкам: он замахивается на них, словно они живые, отказывается играть с ними.
И, наконец, в некоторых семьях встречается стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над близкими, стать господином положения. Часто такое поведение связано с чувством ревности по отношению к другим детям в семье.
Поведение ребенка в период кризиса 3-х лет выражается в настойчивом стремлении к достижению правильного результата в деятельности, демонстрации своих успехов взрослым и обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к отношению окружающих.
Как смягчить проявления кризиса:
• Поддерживайте общее положительное самоощущение ребенка, чаще говорите о своей любви к нему. Ведь он привык к тому, что он самый любимый и бесценный, и вдруг его начинают ругать за разбитую чашку, испачканные штанишки, поломанную игрушку. Он начинает ощущать себя плохим и нелюбимым, бунтовать против этого. Малыш еще не умеет отличать общее положительное отношение взрослых к себе от их отношения к своим конкретным действиям, которые не всегда заслуживают положительной оценки.
• Одобряйте, поддерживайте все успехи малыша.
• Там, где это, возможно, предоставляйте ребенку право быть самостоятельным. Давайте ему возможность выбора занятий, игр, тех или иных вещей и действий (например, спрашивайте, хочет ли он гулять, какую одежду хочет надеть, какие игрушки взять на прогулку, что он хочет сегодня съесть на обед и пр.).
• Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами. Неприятные процедуры, которые могут вызвать сопротивление малыша, спровоцировать упрямство и негативизм, старайтесь перевести в Увлекательную для него игру.
• Оценивайте только действия и поступки ребенка, но не унижайте его личность, не обижайте его. Такие слова, как "неумеха", "растяпа", "вечно у тебя все валится из рук" больно ранят самолюбие малыша. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие его инициативности, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах: "Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу". После подобных слов ребенок с новыми силами примется за дело.
• Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей. Дети очень ревниво относятся к похвалам взрослых, и подчеркивание неудачи на фоне достижений другого ребенка может вызвать недобрые чувства к сверстнику. А достижения малыша сравнивайте с его собственными: "Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера". Не следует воспитывать у ребенка чувство соперничества с другими.
• Не вступайте с ребенком в бесконечные пререкания в тех случаях, когда он часто упрямится, противопоставляет себя окружающим. Они могут усугубить его упрямство. Вы мудрее его, поэтому помогите ему справиться с самим собой. Там, где это, возможно, давайте ему право самому выбирать, что и как он будет делать. Не драматизируйте конфликтную ситуацию, старайтесь смягчить ее, используйте шутку, юмор, небольшие хитрости.
• Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребенка. Если Вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это может стать устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что Вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймет, что таким способом он ничего не добьется. Если же в момент истерики Вы будете увещевать его или наказывать, Вы не получите положительного результата. Ребенок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут негативное поведение.
• Не запугивайте ребенка и не угрожайте ему.
• Не будьте сами чрезмерно упрямыми. Взрослым нужно уметь посмотреть со стороны на самих себя. Упрямство детей часто связано с чрезмерным стремлением родителей подчинить ребенка своей воле. Упрямство детей часто сосуществует с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения. На подобное обращение ребенок отвечает естественной реакцией упрямства.
Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша Вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные игры и занятия, уважать его личность и учить его уважать и любить других.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.